Михаил Шолохов «Судьба человека»
В 2021 году рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека» исполняется 65 лет.
Впервые произведение было опубликовано 31 декабря 1956 года и 1 января 1957 года в главной газете Советского Союза «Правда».
Сюжет рассказа основан на реальных событиях. Весной 1946 года на охоте Шолохов встретил человека, который поведал ему свою печальную историю. Шолохова захватил этот рассказ, и он решил: «Напишу рассказ об этом, обязательно напишу». Через 10 лет, перечитывая рассказы Хемингуэя, Ремарка и других зарубежных писателей, Шолохов за семь дней написал рассказ «Судьба человека».
Об авторе
Михаил Александрович Шолохов (1905 — 1984) — русский советский писатель, журналист и киносценарист. Военный корреспондент (1941 — 1945). Полковник (1943).

Лауреат Нобелевской премии по литературе (1965 год — «за художественную силу и целостность эпоса о донском казачестве в переломное для России время»).

Произведения М. А. Шолохова издавались 1408 раз общим тиражом 105 349 943 экземпляра на более чем 90 языках мира.


Подробнее
Михаил Александрович Шолохов (1905 – 1984) – советский писатель, обладатель Нобелевской премии по литературе, автор таких известных произведений как «Тихий Дон» и «Поднятая целина».

Родился Михаил Шолохов 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилин (ныне Ростовская обл.) в семье служащего торгового предприятия.

Первое образование в биографии Шолохова было получено в Москве в годы Первой Мировой войны. Затем он учился в гимназии в Воронежской губернии в городе Богучар. Приехав в Москву для продолжения образования и не поступив, вынужден был сменить множество рабочих специальностей, чтобы прокормиться. В тоже время в жизни Михаила Шолохова всегда находилось время для самообразования.
Впервые его произведения были напечатаны в 1923 году. Творчество в жизни Шолохова всегда занимало важную роль. После изданий фельетонов в газетах, писатель публикует свои рассказы в журналах.

В 1924 году в газете «Молодой ленинец» опубликован первый из цикла донских рассказов Шолохова – «Родинка».

Позже все рассказы из этого цикла были объединены в три сборника: «Донские рассказы»(1926), «Лазоревая степь» (1926) и «О Колчаке, крапиве и прочем» (1927).
Широкую известность Шолохову принесло произведение о донских казаках во времена войны – роман «Тихий Дон» (1928-1932). Эта эпопея со временем стала популярна не только в СССР, а еще в Европе, Азии, была переведена на многие языки.

Еще одним известным романом М. Шолохова является «Поднятая целина» (1932-1959). Этот роман о временах коллективизации в двух томах в 1960 году получил Ленинскую премию.

С 1941 по 1945 год Шолохов работал военным корреспондентом. За это время он написал и опубликовал несколько рассказов, очерков («Наука ненависти» (1942), «На Дону», «Казаки» и другие). Известными произведениями Шолохова также являются: рассказ «Судьба человека» (1956), неоконченный роман «Они сражались за Родину»(1942—1944, 1949, 1969).

Стоит отметить, что важным событием в биографии Михаила Шолохова в 1965 году было получение Нобелевской премии по литературе за роман-эпопею «Тихий Дон».
С 60-х годов Шолохов практически перестал заниматься литературой, любил уделять время охоте и рыбалке. Все свои награды передал на благотворительность (постройку новых школ). Умер писатель 21 февраля 1984 года от рака и был похоронен во дворе своего дома в станице Вешенской на берегу реки Дон.

Еще немного фактов: 
  • Когда Шолохов пришел свататься к одной из дочерей П. Я. Громославского, бывший казачий атаман предложил взять в жены другую его дочь – старшую Марию. В 1924 году они поженились. В браке они прожили 60 лет, в семье родилось четверо детей.
  • Шолохов был единственным советским писателем, который получил Нобелевскую премию с одобрения действующей власти. Его называли «любимцем Сталина», хотя Шолохов – один из немногих, кто не боялся говорить вождю правду.
  • Вокруг имени Шолохова периодически всплывала проблема авторства его произведений. После выхода в свет романа «Тихий дон» возник вопрос: как такой молодой писатель за такой краткий период смог создать столь объемное произведение. По распоряжению Иосифа Сталина даже была создана комиссия, которая, изучив рукопись писателя, подтвердила его авторство.
  • До 7 лет Михаил носил фамилию не своего биологического отца. Дело в том, что мать ушла от навязанного хозяйкой-помещицей мужа к другому. Ему же, Александру Шолохову она и родила сына. Но, будучи неразведенной, вынуждена была записать в свидетельстве о рождении фамилию по браку – Кузнецов.


Источник: Судьба человека: сочинение по произведению Михаила Шолохова. URL: https://jiyuu.su/sochineniya/sochinenie-o-sholohove.html (дата обращения: 31.05.2021).
Сюжет рассказа
С началом Великой Отечественной войны шофёру Андрею Соколову приходится расстаться с семьёй и уйти на фронт. Уже в первые месяцы войны он получает ранение и попадает в немецкий плен. В плену он переживает все тяжести концлагеря, благодаря своему мужеству избегает расстрела и, наконец, бежит из него за линию фронта, к своим. В коротком фронтовом отпуске на малую родину он узнаёт, что его любимая жена Ирина и обе дочери погибли во время бомбёжки.
Он сразу же возвращается на фронт не в силах больше находиться в родном городе. Из родных у него остался только сын, ставший офицером. В день победы Андрей получает известие о том, что его сын погиб в последний день войны. После войны одинокий Андрей Соколов работает в чужих местах. Там он встречает маленького мальчика Ваню, оставшегося сиротой. Его мать погибла, а отец пропал без вести. Соколов говорит мальчику, что он его отец, и этим даёт мальчику (и себе) надежду на новую жизнь.
История создания рассказа, интересные факты, прототипы героев
О том, как создавалось это произведение, журналист М. Кокта сообщил в своем очерке «В станице Вешенской». Ниже представлен фрагмент из этого очерка:

«А знает ли читатель о том, что Шолохов повстречался с героем рассказа "Судьба человека" Андреем Соколовым именно на охоте. В первый послевоенный год поехал он поохотиться ранней весной на большой, образовавшийся от талых вод степной лиман поблизости от хутора Моховского.


На том лимане базбоязненно садились пернатые – дикие гуси и казарки. Присев на плетень отдохнуть у разлившейся степной речушки Еланки, но заметил мужчину, который вел за руку мальчика по направлению к речной переправе. Усталые путники подошли к нему и, приняв к речной переправе, запросто сели отдохнуть. Тогда-то, на этом плетне и поведал Андрей Соколов "своему брату-шоферу" о своей судьбе.

Путник собирался было уже уходить, но в это время подъехала к писателю его жена и выдала его что называется с головой. Путник ахнул от такой неожиданности, но уже было поздно – все успел рассказать о себе, и быстро распрощался. А писатель жалел, что не успел узнать его фамилию. <...>

Возвратился тогда писатель с охоты необычно взволнованным и все еще находился под впечатлением от встречи с неизвестным шофером и мальчиком. «Напишу рассказ об этом, обязательно напишу!» — и Михаил Александрович в райкоме партии поделился с партийными работниками своим творческим замыслом.

Прошло десять лет. И вот однажды, находясь в Москве, читая и перечитывая зарубежных мастеров – Хемингуэя, Ремарка и других, – рисующих человека обреченным и бессильным, писатель вновь вернулся к прежней теме. Перед глазами снова воскресла, ожила картина незабываемой встречи с шофером у речной переправы. Тем мыслям и образам, которые у него зрели, вынашивались, был дан новый толчок и придана конкретная форма и направленность. Не отрываясь от письменного стола, напряженно работал писатель семь дней. А на восьмой – из-под его волшебного пера вышел замечательный рассказ "Судьба человека"... »
(М. Кокт, очерк "В станице Вешенской", "Советская Украина", 1959, №3).

Опубликование рассказа вызвало огромное количество критических и читательских откликов. Его огромную популярность отмечал писатель Ефим Пермитин:

«Непрекращающийся поток писем в адрес автора, редакций газет, опубликовавших рассказ, радиостанциям, несколько раз передавшим его в эфир, говорит об исключительной силе воздействия этого произведения на читателей и слушателей. ...В дни трансляции рассказа по радио, – продолжает Пермитин, – мне случилось жить в станице Вешенской. Стол писателя был завален письмами. Писали люди, пережившие ужасы фашистского плена, семьи погибших фронтовиков, рабочие, колхозники, врачи, педагоги, ученые, советские и зарубежные писатели, такие как Николай Задорнов, Федор Кравченко, Борис Полевой, Эрих Мария Ремарк, Эрнест Хемингуэй, и многие, многие другие. С каждым днем поток писем все увеличивался. Ни автор, ни окружающие его люди не в состоянии были ответить и на сотую их часть. Все их не приведешь и не перескажешь».
(Ефим Пермитин, "Литературная газета", 1957, 21 марта, №35)

Произведение сразу получило широкий отклик среди людей. По словам очевидцев в адрес Шолохова приходило неимоверное количество писем от простых граждан, а также известных советских и зарубежных писателей.

Источник: История создания рассказа "Судьба человека" Шолохова: интересные факты, прототипы героев. URL: https://www.literaturus.ru/2016/02/istorija-sozdanija-rasskaz-Sudba-cheloveka-Sholohov-prototipy-geroev.html (дата обращения: 31.05.2021).
Иллюстрации к произведению
Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» мы решили иллюстрировать потому, что в этом небольшом по размеру произведении увидели огромную, волнующую всех тему - силу советского человека. Силу, которую не смогла сломить даже война с её страшными последствиями: потерей семьи и дома, смертью товарищей, чудовищными страданиями в фашистских концлагерях. Несмотря на всё это, в человеке сохранились благородные чувства и стремления.

Во время наших поездок по фронтовым дорогам, по освобождённым от фашистской оккупации городам и сёлам мы встретили немало трагичного. Наши бойцы были первыми людьми, перед которыми открывалось огромное человеческое горе, их со слезами радости встречало население, они поднимали на руки осиротевших детей...

Эти воспоминания ожили через много лет после войны, когда мы прочли рассказ «Судьба человека». Он написан настолько правдиво и ярко, что перед нашими глазами снова развернулись картины героического военного времени.

Как и во всякой работе, мы долго, иногда мучительно искали типаж, обстановку, картины природы, всё время обращаясь к виденному и пережитому.
Кукрыниксы: М. Куприянов, П. Крылов, Н. Cоколов
7
1956
1959
Дней
Понадобилось М.А. Шолохову, чтобы написать рассказ
Год публикации рассказа
31 декабря 1956 года в газете «Правда».
Год экранизации рассказа
Режиссёр Сергей Бондарчук.
Цифры
... В скотину они меня не превратили, как ни старались... В скотину они меня не превратили, как ни старались... В скотину они меня не превратили, как ни старались... В скотину они меня не превратили, как ни старались.
... В скотину они меня не превратили, как ни старались... В скотину они меня не превратили, как ни старались... В скотину они меня не превратили, как ни старались... В скотину они меня не превратили, как ни старались.
Экранизация произведения
«Судьба человека» — советский художественный фильм по одноимённому рассказу Михаила Шолохова. Режиссёрский дебют Сергея Бондарчука.

Фильм режиссёра-дебютанта стал легендой советского кино.

Огромный восторг фильм вызвал и у широкого зрителя. В прокате 1959 года «Судьба человека» собрала 39 миллионов зрителей, заняв почётное пятое место.
Тогда её опередили такие фильмы, как «Чрезвычайное происшествие», «Голубая стрела»…

«Судьба человека» закономерно вошла в золотой фонд отечественного кино, завоевав в последствии множество призов на самых разных кинофестивалях. Занимает по посещаемости 97-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката. Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1960 году.
Интересное о фильме
Фильм рассказывает о русском солдате, которого война подвергла страшным испытаниям, лишила дома и семьи, бросила в концлагерь. Но судьба не сломила его дух — он выжил, отстоял своё право быть человеком, сохранил способность любить…

В фильме снимались: Сергей Бондарчук, Павел Борискин, Зинаида Кириенко, Павел Волков, Юрий Аверин, Кирилл Алексеев и др.

Режиссёр: Сергей Бондарчук.
Премьера фильма состоялась 12 апреля 1959 г.

Много времени у Сергея Бондарчука ушло на поиски маленького актера на роль Ванюшки — режиссер не мог выбрать никого из приходивших на пробы детей. Пятилетнего Павлика Борискина он встретил совершенно случайно: мальчик пришел с отцом в Дом кино на сеанс какого-то детского фильма. Подождав некоторое время в фойе стоявшего в очереди в буфет папу, Павлик отправился осматривать здание и забрел в читальный зал, где его увидел Сергей Бондарчук. 

Начинающий режиссер тут же переговорил с отцом ребенка и получил его согласие на съемки.


На съемках Павлика очень бережно и старательно подготавливали к эпизодам с его участием. Сергей Бондарчук запретил съемочной группе называть юного актера его собственным именем. Чтобы Павлик лучше вжился в роль, все звали его Ваней.

Съемки картины происходили в течение всего 1958 года.


В командировку для съемок на натуре в Ростовской области киногруппа выехала в ограниченном составе. При работе постоянно ощущалась нехватка актеров для массовых сцен, поэтому членам съемочной группы, помимо выполнения своих прямых обязанностей, часто приходилось участвовать в массовке. Так, художник по гриму Николай Печенцев и звукооператор картины Юрий Михайлов сыграли по несколько эпизодических ролей, в том числе и узников концлагеря, работающих в каменоломне, а роль офицера-эсэсовца с повязкой на глазу исполнил консультант фильма Виктор Лоренц. Бондарчук вынужден был задействовать даже работавших на съемочной площадке женщин. Переодевшись в военную форму, они изображали то красноармейцев, то солдат вермахта.

На съемках эпизода расстрела произошел случай, потрясший присутствовавших своим драматизмом. Сцену снимали на рассвете, но местные жители, всегда с интересом наблюдавшие за работой киношников, с первыми лучами солнца уже собрались вокруг съемочной площадки. После команды «Мотор!» актеры начинают играть первый дубль. Эсэсовец выбирает из строя то одного, то другого военнопленного. Несчастных выстраивают у церковной стены. Команда офицера, раздается залп, а вместе с ним — отчаянный крик. Выяснилось, что кричала одна из зрительниц — пожилая женщина, у которой на этом самом месте немцы расстреляли сына.

Чтобы создать в кадре метафору восстановления нормальной жизни после окончания войны, авторы картины задумали показать весеннее пробуждение природы: цветущие яблони и весеннее половодье. Выезд на натуру съемочной группы совпал с разливом Дона, но цветение яблонь уже завершилось. Чтобы не отказываться от такого выразительного кадра, было решено срубить дикую яблоню, украсить ее ветки лепестками цветов из бумаги и установить дерево в водах разлившейся реки. Не только на пленке, но и в жизни яблоня выглядела настолько естественно, что даже посетивший съемки Михаил Шолохов понял, что цветы бутафорские, лишь когда ему об этом рассказали.

Фильм занимает по посещаемости 97-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.

Места съёмок:
  1. Эпизод прощания с женой на вокзале снят на железнодорожном вокзале города Тамбова. 
  2. Эпизод «Беженцы» — полевая дорога рядом с нынешним автовокзалом «Тамбов» и «Татарским валом».
  3. Эпизод, в котором советских военнопленных ведут в храм, снимался в Свято-Богоявленском Храме села Терновое Семилукского района Воронежской области.
  4. Встреча с мальчиком и другие послевоенные эпизоды — в Воронежской области (в т. ч. у Ротонды).
  5. В городе Каменске-Шахтинском, Ростовской Области также проходили съёмки художественного фильма.

Награды
  1. Лучший фильм 1959 года по опросу журнала «Советский экран» в 1960 году. 
  2. Большой приз на международном кинофестивале в Москве 1959 года. 
  3. Большой приз на X международном кинофестивале в Чехословакии. 
  4. Большой приз на кинофестивале в Минске 1960 года. 
  5. Главный приз «Хрустальная ваза». 
  6. Призы на международном кинофестивале в Мельбурне, Сиднее и Канберре. 
  7. Приз на XII международном кинофестивале в Карловых Варах 1970 года. 
  8. Приз на международном кинофестивале в Джорджтауне 1976 года. 

Всем кто не смотрел, советуем к просмотру!

Источник: Судьба человека. Интересное о фильме. URL: https://pikabu.ru/story/sudba_cheloveka_interesnoe_o_filme_5441635?utm_source=linkshare&utm_medium=sharing (дата обращения: 31.05.2021).
Вспомни, чьи эти слова из книги
 «Родненький Андрюша, не увидимся мы с тобой больше»
жена Ирина на прощании
«За свою погибель и избавление от мук я выпью»
Соколов в плену у немцев
«А откуда вы знаете, дядя, как меня зовут?»
мальчик Ваня
«Мужайся, отец! Твой сын убит сегодня на батарее»
Командир роты
«Что это, старик, у тебя руки холодные?»
рассказчик
«Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!»
мальчик Ваня
Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.
Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы...Что-то ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина.
Но ведь, чёрт их дери, эти воспоминания, они приходят, не считаясь с твоим настроением, в любое время суток, как зубная боль.
Вся держава на них оперлась! Какие же это плечи нашим женщинам и детишкам надо было иметь, чтобы под такой тяжестью не согнуться? А вот не согнулись, выстояли
Цитаты из книги
Товарищи-друзья моего Анатолия слезы вытирают, а мои невыплаканные слезы, видно, на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?..
Ты им скажи, этим крещеным чудакам, что Христос только древним людям манную крупу с неба сыпал в голодный год, да и то раз за всю жизню, а казакам он сено на зиму заготавливать не будет, пущай на него не надеются!
Поделитесь своими впечатлениями о выставке!
Уважаемые читатели!
Благодарим за просмотр!

Книгу Михаила Шолохова «Судьба человека» вы можете взять прочитать в Ново-Эштебенькинской библиотеке.

Выставку подготовила Суркова Наталья, библиотекарь.
© 2021, Ново-Эштебенькинская библиотека
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website