Женский образ в художественной литературе


Как много существует в русской литературе произведений, рассказывающих о женской судьбе.

Наши читатели уже посетили нашу новую выставку, посвященную представительницам самой прекрасной половины человечества – женщинам. .
Русские писатели в своих произведениях показали целый ряд замечательных образов русских женщин, раскрыли во всем богатстве их душевные, нравственные и интеллектуальные качества, чистоту, ум, полное любви сердце, стремление к свободе, к борьбе - вот черты, характерные для образа русской женщины в русской классической литературе.


Николай Алексеевич Некрасов
Подлинным певцом русской женщины был Николай Алексеевич Некрасов. Ни один поэт ни до Некрасова, ни после него не уделил столько внимания женской судьбе. Поэт с болью говорит о тяжелой доле русской крестьянки, о том, что «ключи от счастья женского утеряны давно». Но никакая раб­ски-приниженная жизнь не сможет сло­мить гордость и чувство собственного до­стоинства русской крестьянки. Такова Да­рья в поэме «Мороз, Красный нос». Как живой предстает перед нами образ рус­ской крестьянки, чистый сердцем и свет­лый душой:
И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна.
... Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!

С большой любовью и теплотой пишет Некрасов в произведении «Русские женщины» о женщинах-декабристках, по­следовавших за своими мужьями в Си­бирь. Трубецкая и Волконская готовы де­лить с мужьями, пострадавшими за счас­тье народное, и каторгу, и тюрьму. Их не страшат ни бедствия, ни лишения.

Иван Сергеевич Тургенев
«Тургеневская женщина» — это какое-то особое измерение, некий идеал, воплощающий в себе красоту как внешнюю, так и внутреннюю. Им присущи и поэтичность, и цельность натуры, и невероятная сила духа. Эти героини, конечно, очень разные, у каждой из них своя жизнь, свои переживания, но всех их объединяют любовь и желание быть счастливыми.

В романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева представлена целая галерея женских образов — от простой крестьянки Фенечки до великосветской дамы Анны Сергеевны Одинцовой.

Также нельзя не вспомнить героинь других произведений Тургенева:
  • Елена Стахова («Накануне»);
  • Зинаида («Первая любовь»);
  • Наталья Ласунская («Рудин»);
  • Лиза («Дневник лишнего человека»);
  • Ася из одноименного произведения;
  • Лиза Калитина («Дворянское гнездо»);
  • Вера («Фауст»).
Лев Николаевич Толстой
Высшее женское призвание и назначение Л.Н. Толстой видит в материнстве, в воспитании детей, потому что именно женщина является тем светлым и добрым началом, которое ведёт мир к гармонии и красоте.

Вместе с тем Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» раскрывает образ женщины как носительницы народных идеалов. Мысли Толстого о подлинном предназначении женщины не устарели и в наши дни.
Александр Сергеевич Пушкин
В романе «Евгений Онегин» А.С. Пуш­кин запечатлел незабываемый образ Та­тьяны Лариной. Татьяна «русская ду­шою» — это автор подчеркивает на про­тяжении всего романа. Ее любовь к русскому народу, к патриархальной ста­рине, к русской природе проходит через все произведение. Татьяна — «натура глубокая, любящая, страстная». Цельная, искренняя и простая, она «любит без ис­кусства, послушная влеченью чувства». О своей любви к Онегину она не говорит никому, кроме няни. Но глубокую любовь к Евгению Татьяна сочетает с чувством долга к мужу:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

В «Капитанской дочке» А.С. Пушкин дал и другой, казалось бы, ме­нее заметный образ скромной русской девушки. Это образ Маши Мироновой. Автор сумел пока­зать и серьезное отношение ее к любви, глубину чувства, которое героиня не уме­ет выразить красивыми словами, но вер­ность которому сохраняет всю жизнь. Она готова пойти на все ради любимого чело­века. Она способна пожертвовать собой для спасения родителей Гринева.

Михаил Юрьевич Лермонтов
Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» представляет образы четырех женщин: черкешенки Бэлы («Бэла»), длинноволосой «ундины» - подруги контрабандиста Янко («Тамань»), княжны Мери и княгини Веры («Княжна Мери»); эту галерею женских образов завершает эпизодическая фигура Насти, «хорошенькой дочки старого урядника» («Фаталист»).
Александр Николаевич Островский
Нельзя забыть и другой образ женщины, полный красоты и трагизма, образ Катери­ны в драме Островского «Гроза», в кото­ром, по мнению Добролюбова, отразились лучшие черты характера русского народа, душевное благородство, стремление к правде и свободе, готовность к борьбе и протесту.
Александр Сергеевич Грибоедов
Софья Фамусова из пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» удивляет своей двоякой натурой. С одной стороны, она добрая, очень любит и жалеет Молчалина, хотя видит, что интеллектуально он ниже ее, с другой – вовсю командует домочадцами. Жаль, что судьба этой девушки не сложилась.
Иван Александрович Гончаров
В романе И.А. Гончарова «Обломов» центральным положительным образом является Ольга Ильинская. Гончаров любовно рисует портрет своей героини, отметив, что Ольга в строгом смысле не была красавицей, он пишет дальше, что «…если бы её обратить в статую, это была бы статуя грации и гармонии». Образ девушки, в характере которой, как замечает Добролюбов, гармонически слились «сердце и воля». Соединение в облике Ольги таких черт, как сознательность взгляда на жизнь, настойчивость в борьбе за поставленную цель, пытливость ума и глубина чувства делают её образ одним из самых гармонических, светлых образов девушки в русской литературе XIX в.
Николай Гаврилович Чернышевский
Революционный демократ Н.Г. Чернышевский показал в романе «Что делать?» образ новой женщины Ве­ры Павловны, решительной, энергичной, самостоятельной. Как страстно рвется она из «подвала» на «вольный воздух». Вера Павловна правдива и честна до кон­ца. Она стремится облегчить жизнь очень многих людей, сделать ее прекрасной и необыкновенной. Вот почему многие женщины так зачитывались романом и стремились в своей жизни подражать Ве­ре Павловне.
Михаил Александрович Шолохов
Женские образы, что были написаны пером М.А. Шолохова, ничуть не менее самобытны и прекрасны.

Михаил Александрович писал о революции, о войне, об изменах и интригах, о смерти и власти. Есть ли среди всего этого место женщине? Женские образы в «Тихом Доне» весьма неоднозначны.
Если Аксинья твердая, честная и гордая, то Дарья противоположно другая – подчас резкая, нетерпимая, любящая легкую жизнь и не желающая признавать какие бы то ни было правила. А вот Ильинична, мать Петра, Дуни и Она не только хранит очаг, но и сохраняет саму семью, поддерживает спокойствие, мир и взаимопонимание.
Дуня Мелехова – невероятно стойкая и мужественная казачка влюбляется только раз в жизни и любовь ее всегда верная и преданная, несмотря на то, что любит врага – того, кто принес в дом горе.
Лизавете же свойственны совсем другие черты, такие, как самолюбие, зависть, злоба, грубость. Только свое мнение она считает единственно верным и не придает значение ничему другому.
С этими и другими интересными книгами можно ознакомиться в отделе периодических изданий и художественной литературы Ново-Эштебенькинской библиотеки!

Подробнее с произведениями вы можете ознакомиться у нас в библиотеке, посетив книжную выставку «Женский образ в художественной литературе».
Источники:
  1. Изображение Image by rawpixel.com on Freepik, URL: https://www.freepik.com/free-vector/beautiful-woman-surrounded-by-nature-illustration_16330469.htm
  2. Женские образы в русской классической литературе. URL: https://www.lit-helper.com/p_Jenskie_obrazi_v_russkoi_klassicheskoi_literature
  3. Образ русской женщины в литературе 19 века. URL: https://vk.com/wall-130545835_10948

Страница на стадии наполнения. Если вы нашли в статье неточности, а также если вам есть чем дополнить, просим вас поделиться с нами.
Данная статья не претендует на подлинность предоставленных в ней данных. Авторы руководствовались указанными в статье источниками.

Оставить пожелания, задать вопрос или предложить тему для следующего проекта Вы можете в группе ВКонтакте

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website